«Транснефть» правильно платит на префы меньше, чем на голосующие акции

05 октября 18:09

Судебные иски инвестиционного фонда UCP Ильи Щербовича к ПАО «Траснефть» о выплате дивидендов на привилегированные акции не меньше, чем на обыкновенные голосующие, противоречат практике мирового бизнеса. В таблице приведены абсолютные и относительные (по отношению к номиналу одной акции) дивиденды за 2015 года десяти компаний США из S&P 500 Index.

«Транснефть» правильно платит на префы меньше, чем на голосующие акции

Видно, что во всех компаниях отношение размера дивидендов к номиналу акции для обычных голосующих акций во много раз выше, чем для привилегированных, а абсолютные размер дивидендов на привилегированные акции может как превышать дивиденды на обыкновенные, так и быть значительно меньше.
Сам по себе факт существования привилегированных акций государственной трубопроводной монополии является нонсенсом. Задача «Транснефти» − перекачивать по трубам нефть и нефтепродукты от производителя к потребителям и строить новые трубопроводы. Ее прибыльность или убыточность зависит главным образом от размеров утвержденных государством тарифов на перекачку. Сравнение тарифов на перекачку «Транснефти» и стоимости строительства компанией новых трубопроводов показывает, что эти тарифы и стоимости полностью соответствуют, а чаще даже ниже, чем аналогичные цифры для трубопроводных компаний в других странах.
Инвестиционная программа компании утверждается государством, поэтому все равно, будет финансировать «Транснефть» свои стройки из собственной прибыли, или перечислять все свои доходы в бюджет, а оттуда получать деньги на инвестиции.
Существование привилегированных акций государственной монопольной компании не имеет смысла, так как единственное следствие из этого – перераспределение части прибыли компании, то есть государственных денег, в пользу владельцев акций, которые не внести ни копейки в ее уставной капитал.
Префы «Траснефти» появились в 1996 году вследствие сомнительных действий тогдашнего руководства компании. В ходе расследования уголовного дела ущерб компании от их выпуска был оценен в $650 млн. Акции были арестованы, но не уничтожены. Теперь владельцы префов с помощью судов требуют от государства делиться с ними доходами от перекачки нефти и нефтепродуктов и раскрывать всю информацию о деятельности стратегической монополии.

Источник: http://polit.ru/article/2016/09/29/Preferred/