Ход ферзём на «Тольяттиазот»

21 сентября 17:18

Нашумевшая сделка покупки «ТОАЗ» экс-президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым может иметь неожиданных заказчиков: эксперты утверждают, что «азотные» акции в результате окажутся у «ФосАгро».

«Тольяттиазот», выступающий как поле боя или шахматная доска, уже давно никого не удивляет. Тем громче выстрелила новость о продаже мажоритарного пакета акций предприятия, чьи владельцы десяток лет скрываются за рубежом, находятся под уголовным делом, и чьи активы и производственные мощности арестованы уже не одним решением суда. Новым владельцем «ТОАЗ» стал Кирсан Илюмжинов, президент Международной федерации шахмат (ФИДЕ) и глава европейского инвестфонда Credit Mediterranee SA, сообщили на предприятии в начале сентября. Но окружающие это событие недомолвки, претензии ФАС и возмущения миноритарных акционеров заставили многих экспертов рынка усомниться: а была ли сделка?

Вроде бы всё логично – Илюмжинов давно зарекомендовал себя как человек, который способен в самой конфликтной ситуации навести порядок и вывести компанию из хаоса. Для «Тольяттиазота» он стал бы ни много ни мало спасителем. Но не срастается что-то. Аналитики задаются вопросом: зачем это нужно самому Илюмжинову? «ТОАЗ» в своём нынешнем состоянии – сомнительный объект инвестиций. Более того, он с конца июня и по сей день фактически остаётся без управления. Никак не может собраться годовое собрание акционеров, которое в числе прочего призвано переизбрать совет директоров. Поэтому в сделку рынок не поверил, расценив сообщение «ТОАЗ» о смене владельца как попытку владельцев нынешних откреститься от проблемного актива и, заодно, от уголовного дела.

Но дым без огня если и бывает, то редко. Юристы всё же констатируют: сделка если и не состоялась, то вполне реальна в будущем. Сам Илюмжинов не отрицает заинтересованности в «Тольяттиазоте», хоть и не называет конкретных условий и сроков сделки. Эксперты и аналитики не исключают, что сделано это может быть в интересах всё тех же Махлаев, владельцев предприятия, и Илюмжинов просто «обелит» акции и впоследствии вернёт их в семью через вексельную схему или каким-то иным образом. Заведённое ещё в 2012 году уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере выставило ущерб только самому «ТОАЗ» в размере $550 млн, плюс 5 млрд. рублей налоговой недосдачи в бюджет. Так что размах того стоит.

Вот только на рынке химического производства остаются игроки, которым акции «Тольяттиазота» могут быть интересны по-настоящему. Поднявшаяся шумиха вокруг сделки и амбиций Махлаев вполне может служить ширмой, за которой разыгрывается совсем иная партия. «ТОАЗ» — оператор российской части аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса». Это лакомый кусочек для тех, чьё производство напрямую зависит от поставок аммиака.

Недаром за плечом Илюмжинова некоторые эксперты уже усмотрели тень Аркадия Ротенберга и его «Россошанских минудобрений». Не менее, а то и более вероятный кандидат на розыгрыш акционной партии – Андрей Гурьев, владелец холдинга «ФосАгро». Дуэт Гурьев-Илюмжинов вероятен уже потому, что дороги их не раз пересекались в «шахматном клубе» — первый входит в попечительский совет Российской федерации шахмат, второй возглавляет ФИДЕ. Политические и экономические связи обоих более чем весомы, чтобы провернуть сделку не просто законно, а в своём роде изящно. «ФосАгро» таким образом оказывается владельцем критически важного для своего производства сырья, убирает с дороги посредников и может диктовать цены на значительный сегмент производства. Шах и мат?