Татьяна Голикова и «разоффшоривание»
Голикова Татьяна Алексеевна замахнулась на незыблемое. Помните пост про «тихую войну» за бюджет и применяемый Путиным институциональный метод избавления от распилов? Напомню ключевую мысль:
Обновили Счетную палату: впервые ввели в состав аудиторов ото всех парламентских фракций, а руководителем стала «королеа бюджета» Татьяна Голикова. Поставили задачу: наладить бюджетный процесс так, чтобы «выпилить» из общего пирога частный кусочек и утащить его на Кипр было либо вообще нельзя, либо очень и очень сложно.
• Во-первых, СП поручили проверять все расходные программы бюджета заранее, до выделения денег.
• Во-вторых, для разгребания наиболее проблемных участков (проще говоря, сердюковщины) Голикова Татьяна Алексеевна, глава Счетной палаты, завела целый отдел по проверке силовых ведомств.
• В-третьих, нашли главный рычаг наведения порядка — усиление бюджетной дисциплины. Наконец-то Закон о СП прописали внятные функции контроля.
Это и есть институциональный подход: не решать проблемы по одной, а скопом устранять возможности для их возникновения.
Как работает институциональный подход, позволяющий системно предотвращать распилы (четкое планирование расходов по проектам и статьям бюджета, взаимоувязывание госпрограмм, контроль прозрачности и дисциплины — в общем, весь тот «Антираспил», который пытается сделать из Счетной палаты недавно назначенная туда Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты), подробнее читайте в этой публикации.
Но для полноты картины (и полноты бюджета) одного сокращения распильных потерь, несомненно, мало. Надо еще и наполнять закрома Родины — минимизируя утечку средств из российской экономики: где деньги работают, там они и приносят налоги.
Однако финансисты который год фиксируют «бегство капитала», — т. е. выкачивание «сделанных в России» денег за кордон «серым бизнесом», корпорациями, да и теми же коррупционерами. Эти «сбежавшие» деньги пропадают для России навсегда: и налог не уплачен, и дальнейшая прибыль от обращения этих средств будет облагаться не нашими, а чужими налоговыми органами, питая чужой бюджет.
А вы знаете, что главным иностранным инвестором в Россию является остров Кипр? Деловые люди пытаются сбежать в другую юрисдикцию, где их не возьмет за шкирку рука Закона. Мало того, что офшор сокращает налогооблагаемую базу, давая «антипатриотичному» бизнесу преференции перед «патриотичным» — он еще и гарантирует безнаказанность собственника. А до недавнего времени гарантировал и его анонимность.
Попытки «национализации элит»и общемировой курс на «разофшоривание», провозглашенный Россией в масштабе 20-ки в прошедший год председательства, пока не принесли ощутимого успеха. Хотя Голикова Татьяна, председатель Счетной палаты, смогла сделать в последнее время больше, чем за десятилетия «цветения офшоров буйным цветом».
Государства-держатели офшоров принуждались к прозрачности, а проблематика наконец начала обсуждаться на самом высшем уровне. «Банкстерские экономики» к идее борьбы с этим злом пока относятся без энтузиазма, а вот «тоталитарные» — с давно созревшим интересом. Скажем, та же Голикова не так давно подписала протоколы о международном сотрудничестве в госаудите с Китаем, Кубой, и еще целым рядом государств с большой ролью государства в экономике.
Ну и, наконец, главная новость. Похоже, пока международные рычаги раскачиваются, в Счетной палате нашли институциональную управу на «оффшорную дыру» в отдельно взятой, нашей экономике:
«Счетная палата России считает целесообразным создать единый список оффшорных зон, ввести «оффшорный налог» и принять ряд других мер деоффшоризации экономики России», — с этим предложением выступил Сергей Штогрин на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Аудитор озвучил следующие предложения Счетной палаты по деоффшоризации экономики: 1) установление механизма налогообложения в России доходов контролируемых иностранных компаний; 2) введение «оффшорного налога», то есть налогообложения транзакций при проведении внешнеторговых операций с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах; 3) создание механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, в том числе и через заключение соответствующих межправительственных соглашений; 4) законодательное установление понятия «оффшорная зона» и определение критериев для отнесения государств (территорий) к перечню оффшорных зон.
Вот вам и «бюджетные клещи», которыми Голикова пытается «взять в кольцо» утекающие из бюджета деньги: с одной стороны — атака на утечки при расходовании, с другой — захват «ускользающих» от налоговиков финансов «теневой экономики».
Кто-то скажет — «популизм», кто-то возмутится атакой на либеральные основы дикого капитализма, а по-моему, все более чем прагматично. Народ чем-то кормить необходимо. А годы нас всех ждут впереди, говорят, не самые сытые. Так что — жмите крепче, Татьяна Алексеевна, поддерживаю.
И самое, конечно, удивительное — не сама идея обложить офшоры налогом, а смелость Счетной палаты открыто это предложить. Помните, Собянин в предвыборном интервью рассказывал, что «после разгона нелегальных рынков в бронежилете должен спать»? Представьте себе масштаб преступных возможностей тех, кто активно использует офшоры для вывоза миллиардов, и поразитесь отваге аудиторов, большинство из которых, между прочим, хрупкие женщины.