Все в строй: в Госдуме хотят создать единый реестр экспедиторов

16 мая 10:40

С таким предложением выступил первый зампред комитета по транспорту Виталий Ефимов

Под знаком обсуждения нового проекта началась весна для логистов. Документ с поправками в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» был отправлен на ознакомление в различные организации, в том числе в Российский союз промышленников и предпринимателей. Копия текста законопроекта оказалась в распоряжении у газеты «Коммерсантъ»,которая поспешила узнать у представителей рынка мнения о возможных нововведениях.

Виталий Ефимов предлагает создать единый официальный реестр экспедиторских компаний. Основанием для включения в этот список должно стать наличие у организации хотя бы одного специалиста, обладающего свидетельством профессиональной компетенции государственного образца, а также наличие чистых активов на балансе предприятия в размере не менее 500 тыс. руб. «или независимой гарантии на ту же сумму». Еще один критерий допуска на рынок — «профессиональная надежность» экспедитора, которая «подтверждается отсутствием у руководителя юридического лица или ИП непогашенной или неснятой судимости за уголовные преступления в сфере экономики, экологии, законодательства о налогах и сборах, трудового и транспортного законодательства».

Причем в Госдуме уверены, что такие предложения – полностью в интересах перевозчиков. В пояснительной записке к документу говорится, что «многие грузоотправители при заключении договора с перевозчиками на перевозку грузов обуславливают обязательное оформление договора с определенным экспедитором. При этом, как правило, такой экспедитор аффилирован с грузовладельцем, что позволяет ему добиваться от перевозчика необоснованного снижения стоимости перевозки, а также задерживать перевозчику оплату услуг».

Многие транспортно-логистические компании, в то же время, не понимают смысла таких изменений. Например, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич считает, что условие о финансовой состоятельности для экспедиторов будет очень трудно выполнить в особенности малому бизнесу:

«Например, ИП на упрощенке освобождены от ведения бухгалтерского учета и не рассчитывают чистые активы,— рассуждает эксперт.— Гарантия — отчасти выход, но легко ли получить банковскую гарантию представителю микробизнеса или ИП? Заявленный в законопроекте размер гарантии не даст полной защиты от мошеннических действий – фура может быть загружена и на десятки миллионов рублей».

В итоге, подводит Александр Лашкевич, страдать будут добросовестные экспедиторы, которые вдобавок подвергаются риску быть исключенными из профессиональной деятельности.

Законопроект об экспедиторах затрагивает логистический рынок также с точки зрения присутствия на нем иностранных компаний. Депутаты намерены увеличить подтвержденный «имущественный ценз» для всех компаний с долей иностранного капитала более 20% в десять раз – до 5 млн рублей.

Директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов высказал в интервью «Коммерсанту» достаточно радикальное, но отражающее общее отношение мнение. «Оставьте в покое логистику!», – заявил он, добавив, что отечественной отрасли достаточно имеющихся законов о регулировании транспорта, таких, как Кодекс торгового мореплавания РФ или Устав железнодорожного транспорта.