22.04.2019 12:02

АСВГК: как доработать систему

13:27 11 апреля 2019

Представители рынка грузоперевозок всерьез обеспокоены недоработками автоматического весового контроля, пишет «Фонтанка»

Автоматическая система весогабаритного контроля постоянно расширяется – например, в этом году большие планы на установку пунктов АСВГК в Ленинградской области. С появлением новых весов на трассах возрастает недовольство перевозчиков из-за многочисленных несовершенств системы, в результате которых полностью теряется изначальная благая цель – сохранение качества дорожного полотна.

Согласно задумке властей, рамки АСВГК допускают погрешность 10%, причем штраф грузоперевозчикам выписывается уже начиная от перегруза в 2%. На практике это означает, что фура может получить перегруз там, где его нет, а компания – должна будет заплатить за несуществующее нарушение. Прецедентов было уже немало – весы фиксировали даже вес фуры в 211 тонн, почти в 10 раз больше возможной нагрузки, и невозможный технически. При отсутствии правового механизма оспаривания таких штрафов накал страстей вокруг АСВГК, логично, возрастает.

В некоторых регионах перед датчиками специально устанавливаются «лежачие полицейские», которые заставляют водителей затормозить, и за счет инерции при торможении датчики опять-таки часто фиксируют «фантомный» перегруз.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина рассказала «Фонтанке», что в Минтрансе поддержали некоторые предложения участников рынка, например, о введении тестового периода, когда перевозчикам присылают не сразу штрафы, а электронные уведомления о нарушении, а также о трактовке погрешности измерений в пользу перевозчика. Эксперт считает, что нужна рабочая группа при Минтрансе для обсуждения проблем отрасли и разработка регламента оспаривания штрафов.

Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич отмечает, что необходимо дифференцировать штрафы в зависимости от величины перегруза. Так, при перегрузе на вторую ось тягача на 300 кг и при перегрузе ТС по общей массе на несколько тонн сумма штрафа одинакова, хотя потенциальный ущерб дороге кардинально различается.

Аналитики подсчитали, что при сохранении действующих правил АСВГК о презумпции виновности перевозчиков и текущих размеров штрафов в ряде регионов порядка 40% компаний могут просто исчезнуть с рынка по причине непосильной финансовой нагрузки.