Доработать и воплотить: эксперты об АСВГК

01 апреля 10:16

Власти готовы прислушиваться к мнению бизнеса в вопросах системы весового контроля, заявили в Минтрансе

Вопросы развития и доработки АСВГК обсуждались на международной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2019», прошедшей 26–27 марта в Москве. Тема открывала мероприятие, и не случайно – насущные вопросы АСВГК волнуют всех логистов, и в обсуждении, пишет «ГиД», приняли участие такие крупные представители рынка, как Александр Лашкевич (ГК «Деловые Линии»), Петр Павлюк (АСМАП), Валерий Алексеев (РАС), Роман Юников («Сельта»/ «Магнит»), Сергей Юнгов (Росдормониторинг), Евгений Бабаев («Итеко») и др.

На данный момент паспорт АСВГК уже разработан; в октябре прошлого года его обсуждение состоялось на площадке Общественной палаты, где принял участие и бизнес, и представители власти. В Минтрансе тогда обещали учесть и прислушаться к компаниям, однако на последней конференции стало видно, что многие из вопросов – так и остались нерешенными.

Так, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями группы компаний «Деловые Линии» Александр Лашкевич заявил, что, по сути, только 2 предложения получили должное внимание со стороны профильного ведомства. Более того, при обсуждении АСВГК во время заседания рабочей группы при Минтрансе, в итоговом протоколе был просто зафиксирован сам факт поступления предложений. «Что означает «следует отметить предложения?» Почему не «учесть» или не «принять в работу»? – выразил недоумение спикер.

Лашкевич также заявил, что проблемным остается сегмент штрафов, которые выписывает АСВГК за нарушения по весогабаритам. Сейчас перевозчик несет ответственность за перевес от 2%, и платит за это от 150 тыс. рублей. Штрафы не дифференцируются в зависимости от тяжести нарушений, а это следовало бы сделать.

«Оно дело, когда весы фиксируют случайный перевес на 200 кг – и совсем другое, когда весовые параметры в наглую нарушаются кратно. А размер штрафа при этом почему-то одинаковый», – сообщил представитель «Деловых Линий».

В связи с этим он представил предложения по внесению соответствующих изменений в КоАП. Так, например, действующая редакция кодекса предусматривает штрафы в размере от 100 тыс. до 150 тыс. руб. при выявленном перегрузе в размере от 2% до 10% относительно нормативов, от 250 тыс. до 300 тыс. руб. – при превышении весовых нормативов на 10–20% и 350 тыс. – 400 тыс. руб. при перегрузе на 20–50%.

Более гибкая и справедливая дифференцированная система, по мнению Лашкевича, могла бы выглядеть, следующим образом. А именно: 50 тыс. руб. при превышении весовых нормативов на 5–10%, 75 тыс. руб. – при перегрузе на 10–15% и 100 тыс. руб. – при отклонении на 15–20%. Далее, по мере усугубления нарушения, градация штрафных санкций могла бы быть такой: 200 тыс. руб. (при отклонении на 20–30%), 300 тыс. руб. (при 30–40%) и 400 тыс. руб. (при 40–50%).

Что касается максимальных размеров штрафов, то предлагается установить фиксированный штраф в размере 500 тыс. руб. при всех выявленных весовых отклонениях более чем на 50%. В то время как действующая редакция КоАП предусматривает за превышение весовых ограничений более чем на 50% штрафы от 400 тыс. до 500 тыс. руб.

В свою очередь, представитель АСМАП Петр Павлюк отметил, что АСВГК должна иметь статус не федерального, а самостоятельного проекта, так как в этом случае положение системы будет выше. Однако в ведомстве пояснили, что АСВГК будет вестись и на федеральном, и на региональном уровнях – в зависимости от территорий и трасс.

«Более того, мы стараемся сделать единой всю нормативно-правовую базу. Чтобы требования и к перевозчикам, и требования к таким системам были едиными во всей стране. Перевозчик не должен разбираться, почему он в одном случае оштрафован, а в другом – нет. Все должно быть приведено к единому знаменателю», – подчеркнул представитель Минтранс Григорий Волков.

Участники дискуссии также коснулись темы некорректной работы весов АСВГК. В ведомстве заявили, что не заинтересованы в проблемах функционирования рамок и постараются как можно быстрее устранить сложности.

В свою очередь, Евгений Бабаев из «Итеко» привел пример, как его компания в настоящее время оспаривает через суд работу конкретного контрольного весового пункта в Нижегородской области. «Копнув только по одним весам и увидев, как в реальности происходит контроль – мы убедились, какой там бардак… Я думаю, на этом конкретном примере мы докажем, что в существующем виде система несовершенна. Соответственно, о какой-либо справедливости и тем более об оспаривании штрафов говорить не приходится», – констатировал он.

В качестве итога конференции участники бизнеса и чиновники снова договорились о сотрудничестве и учитывании мнения друг друга. Насколько продуктивным окажется следующий этап – покажет время.