16.01.2019 08:48

Герман Шеховцев: каких ошибок следует избегать начинающему руководителю

12:29 24 декабря 2018

Повышение в должности – это серьезное испытание как для нового руководителя, так и для его подчиненных. Как и во всей науке менеджмента, в этом случае нет одного раз и навсегда правильного скрипта поведения, применимого ко всем ситуациям. Необходимо думать. Нельзя игнорировать сигналы. Нужно чутко реагировать на происходящие события.

Как ни странно, в случае, если новый руководитель пришел в компанию со стороны, ему бывает проще построить эффективные отношения с командой. Коллектив априори воспринимает его руководящее положение. А вот когда начальником сделали одного из специалистов, который уже работал в коллективе, ситуация сложнее. Ранее для коллег он был «свой», «один из нас», и зачастую ревность мешает принять его карьерный успех.

Вне зависимости от истории назначения на должность, важно понимать, что первые шаги очень важны. В некоторых случаях исправить ситуацию не будет возможности. Чтобы помочь молодому назначенцу избежать проблем и психологических стрессов, приведу ряд ошибок, которые не следует совершать новому начальнику.

Ошибка первого впечатления. Никогда! Никогда нельзя руководствоваться первым впечатлением и, тем более, на его основе принимать кадровые и структурные решения. Адекватное представление выстраивается постепенно, из серии весьма осторожных шагов и продуманных поступков. Знакомьтесь с процессами и подчинёнными. Осторожно делегируйте полномочия и мягко, тет-а-тет, контролируйте поручения.

Делегирование полномочий тем, кто сразу проявляет инициативу. При изучении нового коллектива важно соблюдать дистанцию. Приближая самых инициативных, есть опасность попасть под влияние подхалимов и льстецов. Будьте осторожны с теми, кто стремится быть полезным в нерабочих вопросах. Скорее всего, это будут те, кто надеется получить «прощение» за будущие грешки.

Не нужно пить чай с подчиненными или принимать бытовые услуги от ваших сотрудников. Не стоит садиться за общий стол во время каких-либо офисных посиделок или подвозить подчиненных на своей машине. Не надо самому просить себя подвезти. Все эти рекомендации следует выполнять неукоснительно до тех пор, пока вы не заработали должный авторитет в коллективе. Начать сближение в рамках любых человеческих ролей можно позже.

Абсолютным табу должно быть обсуждение в вашем присутствии вышестоящего начальства. Отсутствие с вашей стороны реакции на публичное обсуждение начальства подсознательно будут приняты за одобрение такого поведения.

Начинающему руководителю важно уметь импровизировать ответы на неожиданные ситуации. Не исключено, что сотрудники будут прощупывать вас, экспериментируя с разными вариантами поведения. Не надо выдумывать маккиавеллевские стратегии. Постройте несколько простых алгоритмов поведения, которые вы сможете применять в зависимости от ситуации.

Конфликт — это тревожный, но очень хороший сигнал. Конфликты неизбежны. Всегда там, где есть люди, будут споры и разногласия. И пусть будут. Без этого руководитель может не узнать о плохо настроенных коммуникациях, плохо работающих процессах, слабых звеньях и узких местах. Науке управления известны только три пути работы с конфликтами: стратегия ухода, стратегия подавления, стратегия управления.

Алгоритм управления конфликтом можно условно построить, исходя из следующих рекомендаций.

1.Если конфликт возник, не прячьте голову в песок, признайте его. Озвучьте. В силу особенностей человеческой психики, под грузом корпоративных и социальных обязанностей сторонам открытого конфликта будет легче осознать необходимость поиска путей его разрешения, идти на компромиссы.

2. Используйте посредников (медиаторов). Подумайте – в некоторых случаях, для снятия эмоциональных барьеров, полезно использовать посредников, способных, не погружаясь в эмоциональные разборки, наладить взаимодействие конфликтующих сторон.

3. Определите предмет конфликта. Конечно же, важно понять, в чем именно суть проблемы. Из опыта, более чем в половине случаев она совсем не в том, о чем говорят конфликтующие. Дальше уже проще. Чаще всего в описании проблемы уже кроется её решение.

4. Выработайте вариант решения проблемы и обсудите его со сторонами конфликта.

5. Насладитесь результатом.

Завершая эту небольшую статью, хочется заметить, что управление – это необычайно увлекательный процесс. Результат действий, решений может быть заметен довольно быстро в поведении подчинённых, в цифровых показателях подразделения, компании. У управленца есть уникальная возможность чувствовать удовлетворение, подводя итоги каждого дня.

Герман Шеховцев, управляющий директор Русклимат

https://www.facebook.com/herman.shekhovtsev