Выжить и не растерять клиентов

19 ноября 17:42

Жесткие рамки налоговых сборов и повышения тарифов ставят грузоперевозчиков в ситуацию непростого выбора, когда нужно не только удержать бизнес на плаву, но и не потерять заказчиков.

Существуют различные методы оптимизации бизнеса – реорганизация, аутсорсинг, в конце концов, режим жесткой экономии. В последнее время предпочтение отдается цифровизации. Все процессы становятся автоматическими, что повышает скорость выполнения операций и понижает вероятность ошибки.
В случае логистической отрасли цифровизация также считается способом по оптимизации №1 для компаний. А особенно это актуально стало, когда появились новости об изменениях в грядущем году. Речь идет о более жестких налоговых условиях – повышаются НДПИ, НДС и акциз на горючее – и о не радующих транспортный рынок тарифах «Платона».
РБК+ со ссылкой на «Автодор» пишет, что в I полугодии 2018 года количество проездов по платным участкам дорог увеличилось на 26% (в абсолютном выражении по платным дорогам проехали 45,8 млн. раз). Строительство платных магистралей и отсутствие ремонта бесплатных трасс зачастую не оставляют грузоперевозчикам альтернативы — приходится платить за скорость и отсутствие ям (плохое качество дорожного полотна может привести к порче груза). То есть для бизнеса прибавляется четвертый негативный фактор в виде увеличения числа платных трасс.
В рамках форума IV Digital City Forum РБК эксперты логистической отрасли подробно обсудили «плюсы» и «минусы» цифровизации. О вложениях в этот процесс рассказал генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани: «Сегодня маржинальность грузоперевозчиков колеблется на предельно возможном для выживания уровне — это считанные проценты. Частичным выходом является дальнейшая цифровизация отрасли, однако это довольно серьезные вложения, не всем доступные. При этом горизонт окупаемости вложений различный, и на начальном этапе перевозчик фактически находится под удвоенным финансовым давлением».

В BIA-Technologies подсчитали, что с помощью цифровизации можно получить до 30-35% экономии. Единственное «но» — тарифы и налоги растут быстрее, чем выгоды от автоматизации. Поэтому для тех компаний, которые планируют свою деятельность на долгосрочную перспективу, повышение цен на грузоперевозки — так или иначе неизбежный шаг. В итоге транспортные компании оказались перед сложным выбором — с одной стороны, они вынуждены поднять цены, с другой — опасаются потерять клиентов.
Некоторые аналитики отмечают, что часть грузоперевозчиков перейдут на «серые» налоговые схемы. Здесь, тем не менее, следует учитывать, что возможности ФНС по раскрытию таких махинаций растут, и долго пользоваться нечестными преимуществами – не удастся.
Значительный резерв для снижения цен, который заключен в цифровизации, будет доступен только по мере выхода на окупаемость, а это может занять не один год. С учетом нестабильности общей макроэкономической ситуации и невозможности планирования грузопотоков в условиях отсутствия ощутимого роста экономики этот срок, скорее всего, увеличится еще больше. А это вкупе с ростом налогов и административными «гайками» в принципе ставит вопрос о банальной выживаемости бизнеса.