Петр Авен как автор нового имиджа миллиардера

16 августа 12:23

Список богатейших людей России содержит разные фамилии, но далеко не каждый из участников топ-рейтинга может похвастаться статусом публичной персоны со своим, особым характером. Один из таких людей – Петр Авен, интересы которого простираются далеко за пределы базовой задачи по наращиванию капитала.

Миллиардер, государственный деятель, коллекционер, филантроп – это лишь неполный перечень возможных амплуа, которые характерны для героя данной статьи. Для Петра Авена размер активов или высота занимаемой должности – явно не решающий аргумент. «В жизни меня мотивирует интересное дело. Это первое и, наверное, самое главное. Потому что если не интересно, то все вообще бессмысленно», – утверждает он сам.
Интерес к «делу» определял жизненный путь Авена с самого детства. Он учился в знаменитой физико-математической школе №2, которая считалась кузницей вундеркиндов, и с ранних лет любил решать сложные задачи. Будущий миллиардер поступил в эту школу в 1967 году, когда ему было двенадцать лет, и по сей день считает это важнейшим, определяющим событием в своей жизни. Далее был экономический факультет МГУ, который Авен закончил в 1977 году, а после того – аспирантура, где молодому исследователю посчастливилось работать под научным руководством легендарного академика Станислава Шаталина. В 1980 году Петр Авен стал кандидатом экономических наук, и в названии его диссертации – «Математические методы в экономических исследованиях» – отражается та самая связь между классическими точными дисциплинами и миром финансов, которая определила профессиональное кредо бизнесмена.
После этого был ВНИИ системных исследований Академии наук СССР, где Авену, в качестве научного сотрудника, довелось работать плечом к плечу с Егором Гайдаром. А в конце 1980-х молодой ученый уехал в Австрию, где занимался исследованиями в Международном институте прикладного системного анализа в городе Лаксенбурге.
Одним словом, бэкграунд Петра Авена – однозначно интеллектуальный, академический. Популярные в ту пору среди народных масс стереотипы о туповатых, но напористых «новых русских», которые сколотили состояние благодаря агрессивной деятельности на грани криминала, точно не имеют к Авену никакого отношения. Он в этом смысле персонаж абсолютно «западный», наш аналог Уоррена Баффетта (или Билла Гейтса, или даже, если угодно, Марка Цукерберга – в новую эпоху); одним словом, человек, которому удалось конвертировать свой интеллект в деньги. И поскольку речь идет об интеллекте нерядового порядка, деньги тоже получились выдающиеся: в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes за 2017 год Петр Авен входит в топ-25 с личным состоянием, которое оценивается в 4,6 млрд долларов.
Помимо собственно финансовых достижений, биография нашего героя отмечена впечатляющей государственной карьерой. Еще в 1989 году 34-летний Петр Авен стал советником в МИД СССР, а уже в 1991 году занял пост замминистра иностранных дел РСФСР. В следующем, 1992 году он возглавил Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и стал одной из самых ярких фигур в правительстве Ельцина-Гайдара.
Своим главным успехом в ипостаси политического деятеля Петр Авен считает как раз освобождение внешней торговли. Соответствующий президентский указ был по сути написан им. Это совершенно изменило облик страны – не только в смысле внутренней экономической системы, но и в глобальном контексте. Таланты Авена идеально попали в эпоху и позволили ему делать вещи, которые имеют принципиальное значение, внося свой вклад в историю.
И высокие государственные посты были не пределом.
Помимо работы в правительстве, Петр Авен инициировал еще одно начинание, оказавшееся судьбоносным в истории нашей страны. Именно он был одним из ключевых участников создания «Альфа-групп», которая стала крупнейшей частной структурой в новой России.
Начиная с 1994-95 годов виртуозная работа Авена по выстраиванию взаимоотношений с представителями финансовой элиты страны привела не только к коммерческому успеху, но и к реальному признанию ими его уровня, как профессионала. Вполне очевидно, что высокие личные оценки Виктора Геращенко, Сергея Дубинина, Андрея Костина, с которыми Авен лично познакомился именно в те годы, стоят не меньше, чем признание заслуг Петра Олеговича со стороны его компаньонов по Альфа-Групп.
Детище Авена – «Альфа-банк» занял место в качестве одного из столпов банковской системы государства и удерживает этот статус по сей день, несмотря на смены эпох и все пертурбации, которые пережила российская финансовая система в эти непростые годы.
На сегодняшний день «Альфа-банк» лидирует среди частных кредитных организаций по объему активов. И, как и во всех прочих сферах жизни, президент Петр Авен не ограничивается исключительно финансовым развитием. «Альфа-банк» известен широкой благотворительной деятельностью: он поддерживает программу по спасению тяжелобольных детей «Линия жизни», собирает средства для детских домов, интернатов и приютов, сотрудничает со Всемирным фондом дикой природы.
Авен действует как филантроп и за рамками «Альфа-банка»: в 2008 году они вместе с женой Еленой организовали благотворительный фонд «Поколение». Организация помогает талантливым детям в сфере культуры, а также занимается вопросами детского здравоохранения.
Не забывает Петр Авен и о своих корнях: наряду с Романом Абрамовичем и Виктором Вексельбергом, он – один из главных спонсоров еврейской общины в Москве. В частности, Авен финансирует работу Еврейского музея и центра толерантности, который считается одним из крупнейших проектов общины в Марьиной Роще.
Философия Петра Авена заключается в том, что не бывает бизнеса с целью заработка. Конечно, деньги остаются важным мерилом человеческой востребованности, но делать деньги ради денег – это, в сущности, замкнутый круг. Бизнес – это страсть, а не работа, полагает Авен. Это один из самых сложных, но при этом интересных путей самореализации, это способ познать себя и познать жизнь. По сути, это своего рода духовный путь.
Сам Петр Авен считает себя счастливым человеком. Бизнес как духовный путь привел его к гармонии и полному раскрытию своего потенциала, изначально заложенного судьбой.